Кыргызстан во время Великой Отечественной войны принял 16 тысяч жителей блокадного Ленинграда. В основном это были дети, эвакуированные из окруженного города. Сейчас в стране их осталось всего 20 человек. С теми, кто пережил блокаду, встретился корреспондент «МИР 24» Егор Орлов.
Анна Кутанова в свои 88 возглавляет общество блокадников и мечтает открыть музей, чтобы сохранить воспоминания о страшных днях. Ей было десять, когда началась блокада. Родители Анны отказались покидать город. Чтобы не умереть с голода, ели клей, кожаные ремни и землю. За ней ездили на место сгоревших Бадаевских складов с продовольствием.
«Земля была, знаете, как творог – жирная. Мама делала из нее пирожки, потом клала на буржуйку сверху, и вот мы это ели», – говорит жительница блокадного Ленинграда Анна Кутанова.
Во время блокады Анна была связисткой. Тогда же получила первую награду – медаль за оборону Ленинграда. Вспоминает, фактически не спали. Город чаще всего бомбили по ночам. Не раз приходилось спасать собственный дом от пожара.
«Нас научили, как щипцами брать зажигательные бомбы, и мы дежурили на крышах с этими щипцами», – говорит она.
Шамиль Мухаметджанов о блокаде знает только по воспоминаниям знакомых. Трехлетним ребенком его эвакуировали в детский дом на Иссык-Куле.
«Жил в Иссык-Кульской области, в селе Чон-Сары-Ой. Пробыл там до 1952 года. После этого детей по распределению отправили в село Теплоключенку», – говорит житель блокадного Ленинграда.
Свою семью Шамиль не помнит. Не знает даже своего отчества. Его родные не пережили войну.
В Кыргызстане он прожил всю жизнь. В Петербурге Шамиль Мухаметджанов был лишь несколько раз – как турист.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Читайте также: