Огонь-на-Дону

19:04 27/08/2017
ФОТО : ТАСС / Дубровский Евгений

Окончание лета выдалось трагическим. Сигнал пожарной тревоги звучал слишком уж часто. Огонь, в частности, буйствовал в Ростове-на-Дону – в результате сотни человек оказались на улице, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин. 

Ростовский пожарный гарнизон явно не был рассчитан на такое крупное возгорание. Тогда даже полиция взялась за рукава. Ростовчане одновременно успевали тушить, выносить вещи и снимать. Следователи теперь подробно изучают эти записи. Хотя вряд ли они прольют свет на то, что горело почти сутки.

«Мы тушим его самостоятельными силами уже полтора часа до того, как приехала первая машина пожарная», – рассказал очевидец.

Первые пострадавшие стали поступать в больницу спустя полчаса. В основном, пенсионеры. Под завалами нашли и тело одного погибшего – инвалида, который не смог выбраться сам. 

«Я мужа тащила, а столбы электрические горели, дома, пламя все на нас. Я еле его дотащила, тащу, а оно разгорается еще больше. Я его дальше тащу, а он идти не может. Это был конец света», – вспоминает со слезами на глазах пострадавшая.

Среди госпитализированных – один пожарный. У Виктора Розова в тот день был выходной. Взяв на работе защитный костюм, каску и дыхательный аппарат, он на такси добрался до места пожара. В части машин уже не осталось. В эпицентре трагедии Виктор зашел в горящий дом, а очнулся уже в карете скорой помощи. 

«Не помню этот момент. Рассказывают, что заходил в какой-то дом двухэтажный, предполагаю, что что-то обвалилось», – сказал Виктор Розов.

Уже в больнице спасателя навестил глава МЧС Владимир Пучков и пообещал представить к ордену. А для Виктора лучшая награда – поскорее оказаться дома. Его родители до сих пор не знают, что он в больнице.

«Вы давайте выздоравливайте. Я специально сюда приехал, чтобы сказать вам слова благодарности от всей нашей дружной команды», – сказал Пучков Розову.

В день трагедии в городе стояла жаркая погода, а к обеду поднялся сильный ветер. Кроме того, в том районе как назло отключили воду – факторы, без которых, может, и не было такого масштаба. Люди руками срывали с окон решетки, чтобы вытащить пострадавших. Очевидец Илья Кулешов, как и большинство тогда, увидев дым, пришел посмотреть. После вместе со всеми боролся с огнем.

«Пожарный был один, потом приехал расчет, привезли машину с водой, но без гидрантов. Можно было кружечкой из нее поливать. Потом приехал депутат, и начало гореть еще сильнее», – вспоминает Кулешов.

21 августа огонь охватил почти всю улицу, и пострадавшая Лидия Полубедова, пожалуй, самый везучий здесь человек. Ее дом чудом уцелел, когда вокруг все сгорели. «Кусок крыши опалился, вовремя его пожарные сдернули, и он вниз упал. А так в основном окна только повыскочили», – сказала Полубедова.

Но не все имущество погорельцев пропало в огне. Это стало ясно уже после. «Было еще мародерство. Люди, которые помогали, они же воровали. У соседа мопед угнали и за двести тысяч телевизор», – отметила Полубедова.

У многих исчезли не только ценности материальные, но и семейная память. Это погорельцы переживают особо сильно.

«У меня там был попугай жако, который 14 лет жил. Он для меня как ребенок. Самое дорогое, я даже его не успела вытащить. Я подбежала к воротам, а они уже горели. Нам сейчас предлагают какую-то помощь. А то, что у меня альбомы, где фотографии родителей, которые умерли, мои фотографии? Кто мне это вернет?», – плачет пострадавшая. 

Люди выбегали на улицу в чем были. Повезло тем, кто успел захватить с собой документы. Остальным необходимые справки стали выдавать в местных школах. Радио «Мир» в Ростове тогда было одним из оперативных источников информации. Люди узнавали, куда нести гуманитарную помощь, и идти тем, кто лишился крова.

В одном из пунктов временного размещения, который находится он в школе, условия, конечно, не как дома, но это вынужденная мера. Класс, который рассчитан обычно учеников на 30, сейчас занимают пятеро пострадавших. Все они – жители Пролетарского района Ростова, который неофициально носит совсем неблагозвучное название. Говорят, образованию народного топонима послужило то, что в XIX веке золотари сливали сюда городские отходы. После революции земли стали заселять, как правило, самостроем. У этого района в Ростове дурная слава. Говорят, вечером сюда лучше не заходить. Да кому это в голову придет, когда здесь ни света, ни дорог нет. Некоторые дома до сих пор топят углем, хотя это центр города. Выше – благоустроенная часть, и чтобы покосившееся хибары не портили вид, от цивилизации их отгородили железным забором.

А для инвесторов частный сектор всегда был как кость в горле. Стройка очередной высотки то и дело упиралась в чей-то забор. Местные жители говорят, что пожару предшествовали долгие уговоры продать участки.

«У нас изначально одна фирма-застройщик застолбила землю. Они выкупили дома частично, то есть в шахматном порядке, и сказали – мы вас дожмем», – отметила пострадавшая Екатерина Яцук.

Версия поджога – одна из основных. Случайный он был или умышленный, это выясняют следователи. Правда, у местных жителей всякие сомнения отпали сразу. Пожалуй, это единственное место в России, где земля с каждым годом дешевела. Цену устанавливали те, кто выкупал. Сначала давали шесть миллионов за сотку, потом в десять раз меньше. 

«Нам предлагали, правда, угроз не было, но мизерная сумма. Это 600 тысяч рублей за сотку. Что за это можно купить?», – рассказала жительница района Ольга Остроменская.

Случайно или нет, но выкупленные дома начинали гореть прямо по соседству с владениями несговорчивых жителей. Жилье тут планировали снести еще в советское время. Вместо изб должен был открываться панорамный вид на реку Дон. Улица, по замыслу еще советских архитекторов, должна была стать частью огромного бульвара, который бы заканчивался спуском к Дону. И первые сообщения о пожаре поступили как раз из этого района.

Вице-президент Союза архитекторов России Юрий Трухачев – один из тех, кто разрабатывал проект. Реализации помешал распад Советского Союза, а потом и отношение государства к частной собственности, пусть даже и появлялась она хаотично.

«Общественные интересы стоят всегда выше, чем частные. У нас в законодательстве все наоборот. Вот первопричина всего этого», – подчеркнул Трухачев.

И возможно, советским планам суждено осуществиться. По словам губернатора области Василия Голубева, застройщикам не отдадут ни пяди выжженной земли.
 

«Я предложил руководству города не застраивать многоэтажными домами территорию, которая пострадала от пожара. Это должно быть определено генеральным планом развития города. Сегодня часть территории, которая оказалась в зоне пожара, рассматривалась, и она в генеральном плане обозначена как рекреационная зона», – сказал глава региона.

Но пока погорельцам до холодов надо подыскать жилье. И еще неизвестно, что будет с теми жителями района, чьи дома уцелели в огне. Следователи пока осторожны – главная версия случившегося звучит как «посторонний источник зажигания».

Огонь буйствовал не только в Ростове-на-Дону, но еще и в соседней Волгоградской области. В регионе практически сразу загорелись 13 районов. Погибла пожилая пара, тысячи людей удалось спасти, их пришлось эвакуировать. Более 150 строений превратились в пепел, из них 18 жилых домов. Огонь все же довольно быстро остановили. Общими усилиями. Спасателям помогали местные жители. 

Основная причина пожара – зной, выше 30 градусов, а кроме того, сильный ветер, из-за которого лесные пожары и перекинулись на населенные пункты. Тем не менее, прокуратура проверит действия чиновников, соблюдались ли правила пожарной безопасности, нет ли здесь халатности.

В субботу глава МЧС России Владимир Пучков доложил президенту страны Владимиру Путину о ситуации и в Волгоградской области, и в Ростове-на-Дону. Глава России поручил правительству оказать всю необходимую помощь пострадавшим от пожаров, а правоохранительным органам досконально разобраться в причинах произошедшего.