«Подвешенный парламент» прочат эксперты Великобритании в ближайшие три года. Правящая Консервативная партия не набирает на выборах, которые прошли накануне, более половины мест в Палате общин. Премьеру Терезе Мэй, вероятно, придется управлять страной без поддержки парламентского большинства, передает корреспондент «МИР 24» Роман Бирюков.
Надежды Терезы Мэй и ее соратников растаяли как лондонский туман. Натянутая улыбка - что тут еще остается? Конкуренты поспешили заявить, что прошедшая ночь стала худшей для Консервативной партии. Отсюда и вопрос журналиста министру иностранных дел Борису Джонсону - вы все еще поддерживаете Терезу Мэй? «Еще рано, слишком рано! Еще ничего не ясно!» - ответил он.
Нет, они не проиграли выборы в Палату общин. Победа есть. Об этом говорят данные экзит-полов. Согласно опросу, консерваторы во главе с Терезой Мэй лидируют и получают 314 мест. Но большинства нет - не хватает 12 мест. Но премьер своим видом пытается доказать, что ее игра еще не закончена.
«Мы смотрим вперед и ждем, чтобы увидеть окончательные результаты. Стране нужен период стабильности. Результат Консервативной партии будет гарантировать, что мы выполним свой долг в обеспечении стабильности», - заявила глава кабмина.
По уставшему лицу Мэй было видно, что она нервничает. По-настоящему звездной эта ночь стала для главного лейбориста Джереми Корбина. Он обратился к своим избирателям как победитель.
«Премьер-министр назначила выборы, потому что она хотела мандата. Ну, мандат у нее потерян, потеряны голоса, потеряна поддержка и доверие. Я думаю, что этого достаточно, чтобы уйти и освободить место для правительства, которое будет по-настоящему представительным», - сказал лидер Лейбористской партии Джереми Корбин.
Если верить все тем же экзит-полам, у лейбористов в новом парламенте будет 266 мест. Спустя всего несколько минут после публикации предварительных итогов выборов на торгах в Нью-Йорке фунт стерлингов ушел в пике - обвалился почти на 2% к доллару. Курс стал самым низким с апреля 2017 года.
«Стерлинг упал. Это связано с неопределенностью. Рынок этого не любит», - пояснил старший аналитик Нил Улсон.
Борьба лейбористов и консерваторов - двух самых влиятельных партий в Британии - идет с 20-х годов прошлого столетия. И с переменным успехом. В этих выборах все особенно остро.
Когда в минувший уикенд поздно вечером белый фургон на мосту давил пешеходов, а потом трое террористов с ножами их еще и резали, одновременно с трагическими новостями были и комментарии о том, что уже теперь Джереми Корбин и Тереза Мэй всерьез подерутся. Корбин открыто призвал к отставке Терезы Мэй. Припомнил массовое сокращение полицейских на 20 тысяч человек в период, когда та возглавляла МВД Великобритании. У премьера были свои козыри. Главный, конечно, - «Брексит».
Именно «Брексит» помог ей объявить досрочные выборы в парламент. Но не просчиталась ли Тереза Мэй? Если данные экзит-полов верны, то премьер может легко стать бывшим премьером. Даже свои консерваторы поражение Мэй вряд ли простят. Что уж говорить о конкурентах-лейбористах.
Подробнее в сюжете: Судьбоносный Brexit