Снежный плен под Оренбургом. Как это было

12:05 18/01/2016

В прошедшие новогодние каникулы многие поневоле ощутили на себе, что значат зимние приключения. А кто-то ощущает это до сих пор. Зима, как это часто бывает, наступила неожиданно и стремительно.

Беларусь, Украину, почти всю европейскую часть России до самого Урала и некоторые районы Казахстана один за другим накрывают снежные циклоны. Сначала на этой обширной территории бушевала «Даниэлла», потом на смену ей пришла Эмма. И такую картину, похоже, придется наблюдать еще как минимум несколько дней. Несмотря на усилия коммунальщиков, в городах - заторы и многочисленные аварии. Большинство аэропортов Центральной России все эти дни работают без перебоев. Правда, в московских воздушнях гаванях некоторые рейсы все же задерживались по погодным условиям, а в самой столице из-за сильных снегопадов объявлен предпоследний, оранжевый уровень опасности.

Смертельную опасность не предвидели и те, кого стихия в начале января застала в Оренбургской области. Трагедия в снежном плену на трассе Оренбург-Орск - пожалуй, главный печальный итог минувших каникул. В ледяной ловушке оказалось около 30 машин, в которых находились больше 80 человек. Некоторые ждали помощи почти сутки. Один из водителей ее так и не дождался и замерз прямо на трассе, а пожилая пассажирка перенесла инсульт, и через несколько дней умерла в больнице. Главных вопросов, как обычно, два: кто виноват и что делать, чтобы такого больше не случалось? Корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев специально отправился в Оренбургскую область, чтобы найти ответы.

Поначалу казалось: действительно ничего страшного. Вечером второго января на метель с поземкой многие водители не обратили внимания. Но погода испортилась так быстро, что буквально за полчаса заносило снегом по самую крышу. Машины начали застревать примерно в 50 км от Орска. Здесь - аномальная погодная зона. Когда кругом ясно, здесь почти всегда туман, сильная метель и, главное, очень холодный ветер, от которого не защищает даже теплая одежда. Бывает так, что дорогу заметает полностью, и тогда даже невозможно различить: где небо, а где - земля.

Попавшему в снежный плен Никите Кнауцу о событиях до сих пор напоминают обмороженные руки. В ту ночь он добирался из Орска в Уфу через Оренбург. Решил найти попутчиков и машину с водителем. В плену стихии они оказались втроем. Спустя несколько часов стало окончательно ясно: дальше дороги нет и не будет. Потом, наконец, появились спасатели и попытались вывести тех, кто был в застрявших машинах. Но именно в тот момент Никита в последний раз видел водителя, с которым ехал. Эдуард Зиннуров весь вечер звонил в МЧС, родным, пытался даже вызвать эвакуатор. И только когда прошло еще полдня и все стихло, тело Эдуарда нашли в 20 метрах от дороги.

Старшему сыну Зиннурова - 31 декабря исполнилось пять лет. А в ноябре у Эдуарда родилась дочь. Он ехал в Оренбург встречать маму, которая прилетела на новогодние каникулы. Подруга Зиннуровых Ирина Безверхняя была первой, к кому обратилась жена Эдуарда, когда тот пропал. Последнее СМС пришло от него в час ночи третьего января. Он написал, что находится на трассе неподалеку от Медногорска.

Большинство пострадавших с трассы везли в Медногорск. «Всех людей мы изначально довозили до городской больницы. В приемном покое их осматривали медицинские работники. Если кому-то требовалась медицинская помощь, их госпитализировали», - рассказала замглавы администрации города по социальным вопросам Юлия Демитриева. Остальных пострадавших размещали в местном санатории-профилактории.

Но до того, как, наконец, оказаться в тепле, многие провели на занесенной трассе почти сутки. Замначальника медногорской пожарной части Алексей Зирюкин одним из первых выехал на подмогу. У него есть свое объяснение, почему пострадавшим пришлось так долго дожидаться помощи. «Видит, что перед ним стоят машины. Он думает, что сейчас я всех объеду и уеду. Объезжает всю эту колонну, двигается. В итоге сам попадает в перемет. То есть, получилось, сами водители блокировали дорогу», - уверен Зирюкин.

Метель не прекращалась сутки. В ту ночь старший сержант патрульно-постовой службы Данила Максудов дежурил на трассе. Ее перекрыли после штормового предупреждения, но к этому времени около 80 машин уже оказались под заносами. Вместе со спасателями Максудов выводил людей к машинам МЧС. Теперь коллеги представляют парня к награде, а врачи спасают пальцы обмороженной руки.

Еще одна пленница стихии - Аселя Карменова - только потом осознала, как ей повезло. В застрявшей колонне, к примеру, оказалась женщина, которая перенесла инсульт. А у одной из пассажирок прямо в машине начались преждевременные роды. К счастью, рядом оказалась фельдшер, заведующая новопотоцким ФАП Наталья Нетесова.

За кадром видео, которое появилось в интернете, - голос оренбуржца Павла Гусева. У него тоже - беременная жена. Вместе с ней на занесенной трассе он провел около 15 часов. А после этого записал видеообращение к президенту, губернатору Оренбургской области и главе регионального управления МЧС. Павел ехал из Оренбурга в Орск. Его машина застряла на несколько километров дальше от Медногорска и туда спасатели действительно добирались дольше. При этом Павел уверяет: изначально о непогоде никто не предупреждал.

Спустя две недели в Оренбурге снова метет и наутро город встает в пробках. А общество разделилось: одни считают, что спасательная операция почти провалилась, другие винят самих водителей в самонадеянности и безалаберности. Журналист и заядлый автомобилист Елена Файман несколько лет назад сама попала в такую же метель на том же участке трассы Орск-Оренбург. После этого тщательно следит за прогнозом погоды и возит с собой обязательную экипировку - теплые вещи, лопату и запас бензина.

Дополнительные меры безопасности на этой неделе приняли и в МЧС. В начале сложного участка развернут пункт обогрева. Ожидаются новые снегопады.