«Как раб на галерах»

19:21 24/12/2017
ФОТО : ТАСС / Иванов, Казанцев

Российский лидер Владимир Путин, выступая на «Форуме действий» ОНФ, не только обозначил контуры своей предвыборной программы, но и вспомнил самое начало своей президентской карьеры. 2000 год – страна на грани развала, нация фактически вымирает, денег в экономике нет. Из этой ямы выбрались, но спустя восемь лет петля кризиса вновь сдавила Россию.

ЕАЭС, таможня, санкции

Лето 2008 года - Россию решили проэкзаменовать, хорошо ли эта «дикая» страна выучила заморское слово «дефолт». Беда пришла из Америки. Там рухнул гигантский банк Lehman Brothers. Его менеджеры выдавали ипотечные кредиты всем, кто обращался, без всякого разбора.

В цитадели капитализма действовала целая пирамида не хуже МММ Мавроди. На основе выданных кредитов банк выпустил ценные бумаги, владельцам которых платили хорошие проценты. Эти бумаги купили многие инвестиционные фонды, а ценные бумаги этих фондов, в свою очередь, купили многие банки. И когда заемщики Lehman Brothers перестали платить по ипотеке, посыпалось все, словно карточная колода – и банки, и инвестиционные фонды, и промышленные корпорации. 

Рухнул спрос на все, что использовала мировая промышленность, – нефть, газ, металлы. Цена за баррель нефти скатилась со 140 до 50 долларов – почти в три раза. Казалось, что экономику России ждет неминуемый крах, но этого не случилось.

«По силе финансового удара, я думаю, что кризис 2008 года был сильнее, чем кризис 98-го года в России. Но поведение государства было совершенно другим», – отметил депутат Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Председатель правительства Владимир Путин превратил Белый Дом в Москве в антикризисный штаб. Министры вместе с премьером практически перешли на казарменное положение. Владимир Путин фактически жил в самолете, переезжая из одной точки экономического кризиса в другую. Цель одна – не допустить обнищания простых людей, как это было в 1998 году. 

Резервы бюджета, которые Россия накопила за два президентских срока Путина, тратятся на индексацию пенсий и зарплат бюджетникам, а в 2009-м начинают платить новое пособие для детей – знаменитый «материнский капитал». Выделяют миллиарды рублей на переобучение тех, кто остался без работы.

«К кризису 2008 года у нас накопились серьезные золотовалютные и бюджетные резервы. И если эти мешки не распухли от этих денег, то, по крайней мере, они позволили пережить кризис без особых, скажем так, потрясений», – сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Одновременно Путин жесточайшим образом закручивает гайки на кране расходов государственного бюджета. Каждая копейка на счету премьера: «Доходы государственного бюджета существенным образом сократятся. Бюджет будет дефицитным. То есть в этом году государство истратит больше, чем заработает. Что делают другие страны в этих условиях? Идут в международные финансовые организации и просят кредитных ресурсов».

«Да, был бюджетный дефицит, но этот бюджетный дефицит покрывался за счет накопленных резервов. Это позволило не сокращать социальные обязательства государства, не сокращать заработные платы, пенсии», – сказал депутат Госдумы Александр Жуков. 

Председатель правительства применяет и нерыночные методы. Например, коммерческие банки вежливо, но настойчиво попросили пролонгировать кредиты промышленным предприятиям. Проще говоря, отложить свои требования по выплатам «на потом», до лучшего времени.

«Да потому что банки – это кровеносная система страны. Надо было обеспечить их стабильную работу, чтобы они платили зарплату предприятиям, осуществляли взаиморасчеты необходимые. Но и граждане были защищены. Было принято решение об обязательном страховании вкладов», – подчеркнул Исаев.

Кто-то понимал, кому-то Владимир Путин объяснял лично. Миллиардер Олег Дерипаска оказался среди непонятливых. Целый город Пикалево в Ленинградской области остался без работы. Отчаявшиеся люди перекрыли федеральную трассу. Менеджеры Дерипаски не могли договориться с соседями о цене на продукцию. Пикалевцы написали Путину, и он приехал. За встречей следила вся страна буквально в прямом эфире.

«Считаю, что вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а может быть, и тривиальной жадности тысячи человек. Это абсолютно недопустимо», – сказал тогда Путин. 

«Пока не согласовали нам условия, которые мы предлагаем. Однако мы думаем, что в ближайшее время мы сможем найти решение», ответил Дерипаска, и Путин тут же, на встрече, добился от него подписания договора. 

Из всех тех предприятий, которые не могли без помощи правительства, отобрали 295 самых-самых и стали выдавать деньги не в виде кредита, а в виде, так называемой, неотложной помощи. Если этого было мало, в ход шел последний аргумент – личная поездка Владимира Путина. Чаще на бронированном лимузине, а иногда за рулем ставшей легендой желтой «Калины» – новинке «АвтоВАЗа». 

После каждой такой поездки происходило обыкновенное чудо. Чудо, которое не могли объяснить экономисты классической школы. То тут, то там стали появляться точки роста. Они медленно, но верно вытягивали Россию из кризиса, как репку в известной сказке. И вытащили. Но не благодаря росту цен на нефть (они так и болтаются в районе 50 долларов за баррель), а благодаря тому, кто не стеснялся применять пресловутое ручное управление. Путин не побоялся взять ответственность за весь экономический кризис на себя. Он смог превратить кризис в победу. Общую для всей России.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.