30.12.2016

Планета X, секрет молодости и компьютер-чемпион: научные прорывы года

*Научный прогресс шагал в уходящем 2016 году семимильными шагами. Биология, медицина, физика, кибернетика, космос - в этих и других областях было сделано немало сенсационных открытий, которые уже в ближайшем будущем кардинально изменят жизнь человечества. Самые громкие научные прорывы года - в подборке «МИР 24».

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО

7 января группа математиков из США под руководством Кертиса Купера открыла самое большое известное простое число. Так называемое 48-е число Мерсенна насчитывает больше 22 миллионов цифр. Формула выглядит следующим образом: 274207281 -1 (2 в степени 74207281 минус 1). Предыдущее простое число было названо в начале 2013 года. В нем было на пять миллионов цифр меньше. Простые числа очень важны в криптографии.

ЗАГАДОЧНАЯ ПЛАНЕТА X

20 января американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин сообщили об обнаружении загадочной девятой планеты X, весящей в десять раз больше, чем Земля. Ученые нашли доказательства того, что планета размером с Нептун может находиться на границе Солнечной системы за пределами орбиты Плутона. Ближайшее расстояние между Солнцем и обнаруженным объектом равняется 200 астрономическим единицам.

КОМПЬЮТЕР ОБЫГРАЛ ЧЕМПИОНА

27 января стало известно, что компьютерная программа AlphaGo впервые выиграла у профессионала в невероятно сложную настольную игру го. Искусственный интеллект разгромил трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя в матче из пяти партий со счетом 5:0. По данным экспертов, этот успех для науки стал важнее, чем победа шахматного суперкомпьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году. Ранее большинство специалистов по искусственному интеллекту полагали, что подобная программа не будет создана ранее 2020-2025 года.

СЕКРЕТ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Американские ученые открыли путь к продлению жизни. Об этом стало известно 3 февраля. Свой эксперимент они поставили на мышах. Медики выяснили, что удаление из организма состарившихся клеток, потерявших способность к самообновлению и делению, продлевает жизнь грызунам примерно на треть.

Интересная «нобелевка»

Было установлено, что в «дряхлеющих клетках» включается ген Cdkn2a, который ускоряет старение организма и способствуют развитию различных заболеваний, в том числе онкологических. Не исключено, что люди в ближайшем будущем воспользуются этим «секретом молодости».

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ - НЕ ФАНТАСТИКА

11 февраля физики из международной коллаборации LIGO объявили об открытии гравитационных волн, предсказанных еще в 1915 году Альбертом Эйнштейном. Выдающийся физик утверждал, что крупные космические объекты, двигающиеся с ускорением, излучают волны, вызывающие «рябь» пространства и времени. В результате ученым после долгой «охоты» удалось поймать гравитационные волны, источником которых стало слияние двух черных дыр (36 и 29 масс Солнца) около 1,3 млрд лет назад. Сигнал пришел к Земле со стороны созвездия Магелланово облако. Как утверждают ученые, наблюдения за гравитационными волнами помогут раскрыть многие тайны физики и космологии, в частности, измерить, с какой скоростью расширяется Вселенная, изучить черные дыры, нейтронные звезды и взрывы сверхновых.

ВЕЧНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

16 февраля британские ученые создали вечный хранитель информации. Инновационное устройство из наноструктурированного стекла может хранить 360 терабайт данных в течение почти 14 миллиардов лет. Кроме того, эти маленькие стеклянные диски не подвержены влиянию высоких температур. Ученые в качестве эксперимента уже записали на них несколько книг, в том числе Всеобщую декларацию прав человек, «Оптику» Исаака Ньютона, Великую хартию вольностей и Библию короля Якова.

ЗАПУСК С «ВОСТОЧНОГО» И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОСАДКА FALCON 9

28 апреля состоялся первый в истории запуск с нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Волга» успешно вывела на орбиту три научных спутника - университетские спутники «Ломоносов» и «Аист-2Д», а также наноспутник SamSat-218. Напомним, «Восточный» - первый национальный космодром гражданского назначения. Он позволит обеспечить независимый доступ России в космос - сейчас пилотируемые запуски проходят с космодрома Байконур в Казахстане.

Пятая планета от Солнца

За несколько дней до этого - 9 апреля - аэрокосмическая компания SpaceX впервые в истории успешно посадила первую ступень многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 на плавающую платформу. Это событие назвали революционным - использование многоразовых ракет и их посадка при возвращении не только на землю, но и на воду удешевит полеты в разы.

«ЮНОНА» И ЮПИТЕР

4 июля автоматическая межпланетная станция NASA «Юнона», запущенная в 2011 году, вышла на полярную орбиту Юпитера для изучения магнитного поля планеты. Уникальность миссии состоит в том, что зонд впервые попытается заглянуть за облачный покров гигантской планеты и изучить ее ядро. Кроме того, «Юнона» обладает беспрецедентно мощной системой защиты от жесткого излучения радиационных поясов Юпитера. Данные, собранные в ходе миссии, помогут дать представление о происхождении самой массивной планеты Солнечной системы.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА PROXIMA B

24 августа было объявлено об открытии экзопланеты Proxima b на орбите ближайшей к Солнцу звезды - Проксимы Центавра. По массе она всего в 1,3 больше Земли, радиус ее орбиты в 20 раз меньше расстояния от Земли до Солнца, облет вокруг Проксимы Центавра планета совершает за 11 земных суток, а на ее поверхности может быть жидкая вода. Открытие важно тем, что в будущем на Proxima b может быть обнаружена внеземная жизнь. Проксима Центавра принадлежит к классу красных карликов, коих в Галактике очень много, а следовательно и планет, подобных Земле, тоже может быть очень много, отмечают ученые.

НАЙДЕН СПОСОБ ИЗМЕНЯТЬ ДНК ЧЕЛОВЕКА

16 ноября китайские ученые первыми в мире смогли изменить ДНК взрослого человека. Они внедрили в организм пациента с прогрессирующим раком легких клетки с генами, которые были модифицированы системой CRISPR/Cas9 - революционной в генной инженерии. По данным экспертов, эта технология «редактирования» генома, работающая без внесения мутаций, позволит вылечить человечество от многих наследственных заболеваний, которые в настоящее время считаются неизлечимыми. Также в данной области произошло еще одно громкое достижение - было создано портативное устройство для расшифровки ДНК.

ПОПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА

В периодическую таблицу Менделеева добавлены четыре новых химических элемента. 28 ноября Международный союз теоретической и прикладной химии утвердил их официальные названия. 113-й элемент по предложению японцев из Института физико-химических исследований получил наименование «нихоний» («Япония»), 115-й элемент назвали «московием» в честь Москвы, рядом с которой находится Объединенный институт ядерных исследований, 117-й - «теннессин» в честь штата Теннесси, где расположена лаборатория Оук-Ридж, а 118-му элементу дали название «оганесон» в честь академика РАН Юрия Оганесяна за его вклад в исследования и синтез сверхтяжелых элементов. Напомним, последний раз периодическая таблица расширялась в 2011 году. Туда были добавлены 114-й и 116-й элементы - «флеровий» и «ливерморий».

Подробнее в сюжете Научные открытия
Первыми древними цивилизациями правили женщины
Намерения человека может выдать его походка

Два взрыва прогремели в пакистанском Лахоре
12:0423 февраля

Два взрыва прогремели в пакистанском Лахоре: есть жертвы

Взрывы произошли в центре города около ресторана быстрого питания и на юго-востоке на стройке.

Рабочие, спасшие застрявшую на балконе девочку, стали героями соцсетей
11:2823 февраля

Рабочие, спасшие застрявшую на балконе девочку, стали героями соцсетей

Ребенок вышел на балкон и провалился между прутьями решетки. Голова застряла, а все тело оказалось в воздухе.

СМИ: Власти хотят вернуть штраф за превышение скорости на 10 км/ч
09:5421 февраля

СМИ: Власти хотят вернуть штраф за превышение скорости на 10 км/ч

Такой штраф действовал в России до 1 сентября 2013 года, после чего ввели разрешенный и сегодня порог в 20 км/ч.

На перехватывающих парковках москвичи бесплатно почистят машину
19:5920 февраля

На перехватывающих парковках москвичи бесплатно почистят машину

Стоянки с пылесосами расположены у семи станций столичной подземки.

Чего хотят мужчины на 23 февраля
11:4923 февраля

Чего хотят мужчины на 23 февраля

Большинство представителей сильного пола предпочли бы выбрать себе презент самостоятельно.

Спортсменка, красавица и прапорщик
11:3723 февраля

Спортсменка, красавица, прапорщик

Жительница Кыргызстана Махабат Орозбекова - прапорщик погранвойск. Ей удается сочетать силу и слабость.

Межсирийские переговоры в Женеве возобновятся после годичного перерыва
11:5623 февраля

Межсирийские переговоры в Женеве возобновятся после годичного перерыва

Межсирийские переговоры под эгидой ООН возобновятся в Женеве в четверг.

Токио выразил протест против российского военного присутствия на Курилах
08:4323 февраля

Токио выразил протест против российского военного присутствия на Курилах

Правительство Японии направило Москве протест из-за планов Минобороны России разместить дивизию на оспариваемых Токио Курильских островах в 2017 году.

С актером Алексеем Петренко простятся в Доме кино
12:0323 февраля

С актером Алексеем Петренко простятся в Доме кино

Гражданская панихида пройдет 27 февраля. Артист умер на 79 году жизни.

«Отрицать отрицательное»: грек поставил в Питере «Мамашу Кураж»
11:3523 февраля

«Отрицать отрицательное»: грек поставил в Питере «Мамашу Кураж»

В Санкт-Петербурге прошел предпремьерный показ спектакля по пьесе Бертольта Брехта в постановке греческого режиссера Теодороса Терзопулоса.

ДТП под Екатеринбургом: восемь человек госпитализированы
11:4523 февраля

ДТП под Екатеринбургом: восемь человек госпитализированы

Инцидент произошел на трассе Екатеринбург – Серов. В числе пострадавших двое детей.

Лавина погребла под собой подростка на Алтае
10:3223 февраля

Лавина погребла под собой подростка на Алтае

12-летнего мальчика спасти не удалось.

Сердюкова выдвинули кандидатом в совет директоров ОАК
22:4622 февраля

Сердюкова выдвинули кандидатом в совет директоров ОАК

Вместе с экс-министром обороны на этот пост претендуют глава Минпромторга Денис Мантуров, замминистра транспорта Валерий Окулов и замминистра обороны Юрий Борисов.

Госдума согласилась перевести всех бюджетников на карты «Мир»
20:0822 февраля

Госдума согласилась перевести всех бюджетников на карты «Мир»

Законопроект с датой начала исполнения 1 января 2018 года, утвержден в первом чтении, на отсрочке вступления его в силу настаивает Центробанк.

Будапешт отказался от Олимпиады-2024
07:4723 февраля

Будапешт отказался от Олимпиады-2024

Столица Венгрии отказалась от идеи проведения летних Олимпийских игр из-за массового протеста граждан.

Легенда серфинга Оуэн Райт снова на волне
22:2522 февраля

Легенда серфинга Оуэн Райт снова на волне

Многократный чемпион не выступал больше года - он восстанавливался после травм.

Защищать других: как в Содружестве отмечают 23 февраля
11:0323 февраля

Защищать других: как в Содружестве отмечают 23 февраля

День защитника Отечества сегодня отмечают Россия, Беларусь и Кыргызстан. В этих странах 23 февраля имеет статус государственного праздника.

Армения выступает за создание зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС
15:3720 февраля

Армения поддерживает создание ЗСТ между Ираном и ЕАЭС

В данный момент обсуждается возможность создания зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом, которое активно поддерживаем, заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян.

Есть ли будущее у iPad?
10:0623 февраля

Есть ли будущее у iPad?

Сможет ли Apple вновь сделать iPad революционным устройством?

Производство новой модели Tesla начнется в июле
07:4423 февраля

Производство новой модели Tesla начнется в июле

Электромобиль получит названия Model 3, выпуск начнется с пяти тысяч машин в неделю

Как похудеть с помощью смартфона
17:3522 февраля

Как похудеть с помощью смартфона

Раскрываем секреты, какие приложения помогут похудеть быстро и дешево.

Смотреть холодно: зачем подворачивать джинсы зимой
14:5420 февраля

Смотреть холодно: зачем подворачивать джинсы зимой

Одни возмущаются, другие смеются, третьи просто недоумевают, а молодые люди продолжают шокировать одним своим видом.

NASA будет искать следы инопланетян в антарктическом вулкане Эребусе
11:3223 февраля

NASA будет искать следы инопланетян в антарктическом вулкане Эребусе

В центре его кратера нет лавы, а температура внутри вулкана никогда не повышается выше нуля градусов.

Жить можно! Звезда в созвездии Водолея имеет семь аналогов Земли
10:5723 февраля

Жить можно! Звезда в созвездии Водолея имеет семь аналогов Земли

Специалисты NASA обнаружили потенциально обитаемые планеты.

Брутальный ужин к 23 февраля: мясо, мясо и еще раз мясо!
18:0122 февраля

Брутальный ужин к 23 февраля: мясо, мясо и еще раз мясо!

Готовим тар-тар из говядины с теплым перечным соусом, салат с ростбифом и жаркое с колбасками чоризо

Чтобы блины были на пользу
23:4520 февраля

Чтобы блины были на пользу

Диетолог рассказала, как приготовить блины, которые не навредят фигуре и здоровью.

Кино от настоящих мужчин
12:2023 февраля

Кино от настоящих мужчин

Оливер Стоун, Кристофер Нолан и другие режиссеры, герои которых зачастую - образцы мужественности.

Премия Brit Awards впервые присуждена посмертно, ее получил Дэвид Боуи
10:5623 февраля

Премия Brit Awards впервые присуждена посмертно, ее получил Дэвид Боуи

Боуи признал «Лучшим исполнителем», кроме того, «Лучшим альбомом» стала его пластинка Blackstar.