30.12.2016

Планета X, секрет молодости и компьютер-чемпион: научные прорывы года

*Научный прогресс шагал в уходящем 2016 году семимильными шагами. Биология, медицина, физика, кибернетика, космос - в этих и других областях было сделано немало сенсационных открытий, которые уже в ближайшем будущем кардинально изменят жизнь человечества. Самые громкие научные прорывы года - в подборке «МИР 24».

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО

7 января группа математиков из США под руководством Кертиса Купера открыла самое большое известное простое число. Так называемое 48-е число Мерсенна насчитывает больше 22 миллионов цифр. Формула выглядит следующим образом: 274207281 -1 (2 в степени 74207281 минус 1). Предыдущее простое число было названо в начале 2013 года. В нем было на пять миллионов цифр меньше. Простые числа очень важны в криптографии.

ЗАГАДОЧНАЯ ПЛАНЕТА X

20 января американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин сообщили об обнаружении загадочной девятой планеты X, весящей в десять раз больше, чем Земля. Ученые нашли доказательства того, что планета размером с Нептун может находиться на границе Солнечной системы за пределами орбиты Плутона. Ближайшее расстояние между Солнцем и обнаруженным объектом равняется 200 астрономическим единицам.

КОМПЬЮТЕР ОБЫГРАЛ ЧЕМПИОНА

27 января стало известно, что компьютерная программа AlphaGo впервые выиграла у профессионала в невероятно сложную настольную игру го. Искусственный интеллект разгромил трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя в матче из пяти партий со счетом 5:0. По данным экспертов, этот успех для науки стал важнее, чем победа шахматного суперкомпьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году. Ранее большинство специалистов по искусственному интеллекту полагали, что подобная программа не будет создана ранее 2020-2025 года.

СЕКРЕТ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Американские ученые открыли путь к продлению жизни. Об этом стало известно 3 февраля. Свой эксперимент они поставили на мышах. Медики выяснили, что удаление из организма состарившихся клеток, потерявших способность к самообновлению и делению, продлевает жизнь грызунам примерно на треть.

Интересная «нобелевка»

Было установлено, что в «дряхлеющих клетках» включается ген Cdkn2a, который ускоряет старение организма и способствуют развитию различных заболеваний, в том числе онкологических. Не исключено, что люди в ближайшем будущем воспользуются этим «секретом молодости».

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ - НЕ ФАНТАСТИКА

11 февраля физики из международной коллаборации LIGO объявили об открытии гравитационных волн, предсказанных еще в 1915 году Альбертом Эйнштейном. Выдающийся физик утверждал, что крупные космические объекты, двигающиеся с ускорением, излучают волны, вызывающие «рябь» пространства и времени. В результате ученым после долгой «охоты» удалось поймать гравитационные волны, источником которых стало слияние двух черных дыр (36 и 29 масс Солнца) около 1,3 млрд лет назад. Сигнал пришел к Земле со стороны созвездия Магелланово облако. Как утверждают ученые, наблюдения за гравитационными волнами помогут раскрыть многие тайны физики и космологии, в частности, измерить, с какой скоростью расширяется Вселенная, изучить черные дыры, нейтронные звезды и взрывы сверхновых.

ВЕЧНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

16 февраля британские ученые создали вечный хранитель информации. Инновационное устройство из наноструктурированного стекла может хранить 360 терабайт данных в течение почти 14 миллиардов лет. Кроме того, эти маленькие стеклянные диски не подвержены влиянию высоких температур. Ученые в качестве эксперимента уже записали на них несколько книг, в том числе Всеобщую декларацию прав человек, «Оптику» Исаака Ньютона, Великую хартию вольностей и Библию короля Якова.

ЗАПУСК С «ВОСТОЧНОГО» И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОСАДКА FALCON 9

28 апреля состоялся первый в истории запуск с нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Волга» успешно вывела на орбиту три научных спутника - университетские спутники «Ломоносов» и «Аист-2Д», а также наноспутник SamSat-218. Напомним, «Восточный» - первый национальный космодром гражданского назначения. Он позволит обеспечить независимый доступ России в космос - сейчас пилотируемые запуски проходят с космодрома Байконур в Казахстане.

Пятая планета от Солнца

За несколько дней до этого - 9 апреля - аэрокосмическая компания SpaceX впервые в истории успешно посадила первую ступень многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 на плавающую платформу. Это событие назвали революционным - использование многоразовых ракет и их посадка при возвращении не только на землю, но и на воду удешевит полеты в разы.

«ЮНОНА» И ЮПИТЕР

4 июля автоматическая межпланетная станция NASA «Юнона», запущенная в 2011 году, вышла на полярную орбиту Юпитера для изучения магнитного поля планеты. Уникальность миссии состоит в том, что зонд впервые попытается заглянуть за облачный покров гигантской планеты и изучить ее ядро. Кроме того, «Юнона» обладает беспрецедентно мощной системой защиты от жесткого излучения радиационных поясов Юпитера. Данные, собранные в ходе миссии, помогут дать представление о происхождении самой массивной планеты Солнечной системы.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА PROXIMA B

24 августа было объявлено об открытии экзопланеты Proxima b на орбите ближайшей к Солнцу звезды - Проксимы Центавра. По массе она всего в 1,3 больше Земли, радиус ее орбиты в 20 раз меньше расстояния от Земли до Солнца, облет вокруг Проксимы Центавра планета совершает за 11 земных суток, а на ее поверхности может быть жидкая вода. Открытие важно тем, что в будущем на Proxima b может быть обнаружена внеземная жизнь. Проксима Центавра принадлежит к классу красных карликов, коих в Галактике очень много, а следовательно и планет, подобных Земле, тоже может быть очень много, отмечают ученые.

НАЙДЕН СПОСОБ ИЗМЕНЯТЬ ДНК ЧЕЛОВЕКА

16 ноября китайские ученые первыми в мире смогли изменить ДНК взрослого человека. Они внедрили в организм пациента с прогрессирующим раком легких клетки с генами, которые были модифицированы системой CRISPR/Cas9 - революционной в генной инженерии. По данным экспертов, эта технология «редактирования» генома, работающая без внесения мутаций, позволит вылечить человечество от многих наследственных заболеваний, которые в настоящее время считаются неизлечимыми. Также в данной области произошло еще одно громкое достижение - было создано портативное устройство для расшифровки ДНК.

ПОПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА

В периодическую таблицу Менделеева добавлены четыре новых химических элемента. 28 ноября Международный союз теоретической и прикладной химии утвердил их официальные названия. 113-й элемент по предложению японцев из Института физико-химических исследований получил наименование «нихоний» («Япония»), 115-й элемент назвали «московием» в честь Москвы, рядом с которой находится Объединенный институт ядерных исследований, 117-й - «теннессин» в честь штата Теннесси, где расположена лаборатория Оук-Ридж, а 118-му элементу дали название «оганесон» в честь академика РАН Юрия Оганесяна за его вклад в исследования и синтез сверхтяжелых элементов. Напомним, последний раз периодическая таблица расширялась в 2011 году. Туда были добавлены 114-й и 116-й элементы - «флеровий» и «ливерморий».

Подробнее в сюжете Научные открытия
Мировой океан смоет с лица Земли Лондон, Венецию и Каир
В Китае обнаружили древнее кладбище периода Яншао

Вернулись с того света: спасатели нашли восемь выживших на турбазе в Италии
15:1220 января

Вернулись с того света: спасатели нашли восемь выживших на турбазе в Италии

В ходе раскопок отеля, на который сошла лавина, стало понятно, что некоторые комнаты практически не пострадали, хотя здание сдвинулось на десять метров.

Трамп против всех: могут ли сорвать инаугурацию нового президента?
15:0220 января

Трамп против всех: могут ли сорвать инаугурацию нового президента?

До вступления в должность нового президента остались считанные часы. Эксперт в эфире «МИР 24» оценил риски того, что торжественная церемония будет сорвана.

Электробусы перевезли первых пассажиров в Москве
15:0219 января

Электробусы перевезли первых пассажиров в Москве

При минусовой температуре и полной загрузке батареи такого транспорта хватит на 70 километров. Но внешне подобный автобус ничем не отличается от обычного.

Бедные триумфаторы «Дакара»
14:1019 января

Бедные триумфаторы «Дакара»

Пилот «КамАЗ-мастер» пояснил, почему легендарная команда едва собрала деньги на заезд в этом году и почему может пропустить гонку 2018 года.

Обвиняемого в хищении 253 млн рублей россиянина выслали на родину
16:2520 января

Обвиняемого в хищении 253 млн рублей россиянина выслали на родину

Наиль Малютин, по версии следствия, похитил средства АО «Финансовая лизинговая компания».

В «Башне Федерации» появился самый высокий лифт в Европе
15:4620 января

В башне «Федерация» появился самый высокий лифт в Европе

Грузопассажирский лифт поднимается со второго подземного до 94 этажа башни, на высоту 355 метров над землей, а общий путь движения кабины – 365 метров.

Песков рассказал о цели переговоров в Астане
16:3920 января

Песков рассказал о цели переговоров в Астане

По словам представителя Кремля, если встреча будет способствовать возобновлению консультаций в Женеве, она будет считаться успешной.

Лавров впервые встретился с новым главой МИД Казахстана
16:1520 января

Лавров впервые встретился с новым главой МИД Казахстана

Кайрат Абдрахманов и его российский коллега обсудили отношения двух стран и подготовку к межсирийской встрече в Астане.

Режиссер Владимир Хотиненко отмечает 65-летний юбилей
13:2220 января

Режиссер Владимир Хотиненко отмечает 65-летний юбилей

Владимир Хотиненко является Заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом РФ.

Пол Маккартни хочет отсудить права на свои песни
06:0119 января

Пол Маккартни хочет отсудить права на свои песни

Более 20 лет некоторыми композициями The Beatles владели Sony и Майкл Джексон.

Пожарные спасли 150 поросят из горящего свинарника
16:3820 января

Пожарные спасли 150 поросят из горящего свинарника

Возгорание произошло в деревне Черная Речка Томской области, его крыша полностью сгорела, здание принадлежит совхозу «Чернореченский».

Пьяного лихача в Егорьевске остановили только с помощью оружия
16:1520 января

Пьяного лихача в Егорьевске остановили только с помощью оружия

На требования остановиться водитель не отреагировал и продолжил движение, затем он совершил ДТП и попытался скрыться.

Шувалов и инвесторы из США наладили бизнес-диалог в Давосе
13:5320 января

Шувалов и инвесторы из США наладили бизнес-диалог в Давосе

Встреча вице-премьера с американскими бизнесменами, по его словам, подготовила почву для диалога между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом.

Госдума ратифицировала соглашение по «Турецкому потоку»
13:2520 января

Госдума ратифицировала соглашение по «Турецкому потоку»

Две нитки газопровода мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа каждая пройдут по дну Черного моря.

Регата Vendee Globe - кругосветная гонка без права на помощь с берега
14:1120 января

Регата Vendee Globe - кругосветная гонка без права на помощь с берега

Эту регату называют Эверестом парусного спорта и мечтают пройти не ради денег, а ради самопреодоления и всемирной славы.

Французская галантность: российскую гонщицу на «Дакаре» спас соперник
09:4420 января

Французская галантность: российскую гонщицу на «Дакаре» спас соперник

Мотоциклистка Анастасия Нифонтова упала на повороте вместе со своим байком, на помощь к ней пришел Грегори Морат.

СНГ обсуждает создание совместной спутниковой группировки
14:4620 января

В СНГ обсуждают создание совместной спутниковой группировки

Государства могут создать группировку из своих спутников или разработать совместный спутник.

Лавров и послы стран СНГ поговорили о безопасности и терроризме
17:5019 января

Лавров и послы стран СНГ поговорили о безопасности и терроризме

На мероприятии были затронуты проблемы обеспечения безопасности, борьбы с международным терроризмом.

Приложение «селфи-няшка» оказалось небезопасным для пользователей
16:4120 января

Приложение «селфи-няшка» оказалось небезопасным для пользователей

В Android приложение запрашивает много разрешений, а IOS имеются странные строки кода, заявили эксперты.

Причиной взрывов Galaxy Note 7 стали нестандартные размеры батареек
15:0920 января

Причиной взрывов Galaxy Note 7 стали нестандартные размеры батареек

Компания сообщила, что производством аккумуляторов для смартфонов занимались две компании: Samsung DPI и китайская Amperex Technology Ltd.

Органическая косметика: мифы и реальность
12:4419 января

Органическая косметика: мифы и реальность

В чем польза натуральных средств?

Четверо россиян на ржавой «шестерке» проехали 12 стран
02:4019 января

Четверо россиян на ржавой «шестерке» проехали 12 стран

Энтузиасты из Томска участвовали в экспедиции Banjul Challenge. Марафон носит неофициальное название «запредельная гонка на ведрах с гайками».

В NASA показали цветное видео приближения New Horizons к Плутону
15:3620 января

В NASA показали цветное видео приближения New Horizons к Плутону

Фильм был смонтирован из более 100 черно-белых снимков, сделанных аппаратом летом прошлого года.

Психология квадратных метров: как выбрать квартиру по душе
13:0520 января

Как выбрать жилье: ответы психолога на квартирный вопрос

На что обращать внимание при покупке квартиры.

Гарнир на скорую руку: картофель с сыром в микроволновке
15:0017 января

Гарнир на скорую руку: картофель с сыром в микроволновке

Этот рецепт придется по душе тем, у кого нет времени на готовку.

Лявянги: курица по-шахски
12:4313 января

Лявянги: курица по-шахски

На праздничный стол азербайджанские хозяйки всегда подают фаршированного грецкими орехами и сливовой пастой цыпленка.

Актер Щербаков опроверг слухи о своей экстренной госпитализации
17:3819 января

Актер Щербаков опроверг слухи о своей экстренной госпитализации

Борис Щербаков заявил, что это плановое обследование и поводов для волнения нет - в субботу его выпишут.

Исполнительница хита «Ламбады» найдена мертвой
17:1319 января

Исполнительница хита «Ламбада» найдена мертвой

Сотрудники полиции обнаружили обгоревшее тело Лоалвы Браз на заднем сидении ее машины.