30.12.2016

Планета X, секрет молодости и компьютер-чемпион: научные прорывы года

*Научный прогресс шагал в уходящем 2016 году семимильными шагами. Биология, медицина, физика, кибернетика, космос - в этих и других областях было сделано немало сенсационных открытий, которые уже в ближайшем будущем кардинально изменят жизнь человечества. Самые громкие научные прорывы года - в подборке «МИР 24».

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО

7 января группа математиков из США под руководством Кертиса Купера открыла самое большое известное простое число. Так называемое 48-е число Мерсенна насчитывает больше 22 миллионов цифр. Формула выглядит следующим образом: 274207281 -1 (2 в степени 74207281 минус 1). Предыдущее простое число было названо в начале 2013 года. В нем было на пять миллионов цифр меньше. Простые числа очень важны в криптографии.

ЗАГАДОЧНАЯ ПЛАНЕТА X

20 января американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин сообщили об обнаружении загадочной девятой планеты X, весящей в десять раз больше, чем Земля. Ученые нашли доказательства того, что планета размером с Нептун может находиться на границе Солнечной системы за пределами орбиты Плутона. Ближайшее расстояние между Солнцем и обнаруженным объектом равняется 200 астрономическим единицам.

КОМПЬЮТЕР ОБЫГРАЛ ЧЕМПИОНА

27 января стало известно, что компьютерная программа AlphaGo впервые выиграла у профессионала в невероятно сложную настольную игру го. Искусственный интеллект разгромил трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя в матче из пяти партий со счетом 5:0. По данным экспертов, этот успех для науки стал важнее, чем победа шахматного суперкомпьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году. Ранее большинство специалистов по искусственному интеллекту полагали, что подобная программа не будет создана ранее 2020-2025 года.

СЕКРЕТ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Американские ученые открыли путь к продлению жизни. Об этом стало известно 3 февраля. Свой эксперимент они поставили на мышах. Медики выяснили, что удаление из организма состарившихся клеток, потерявших способность к самообновлению и делению, продлевает жизнь грызунам примерно на треть.

Интересная «нобелевка»

Было установлено, что в «дряхлеющих клетках» включается ген Cdkn2a, который ускоряет старение организма и способствуют развитию различных заболеваний, в том числе онкологических. Не исключено, что люди в ближайшем будущем воспользуются этим «секретом молодости».

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ - НЕ ФАНТАСТИКА

11 февраля физики из международной коллаборации LIGO объявили об открытии гравитационных волн, предсказанных еще в 1915 году Альбертом Эйнштейном. Выдающийся физик утверждал, что крупные космические объекты, двигающиеся с ускорением, излучают волны, вызывающие «рябь» пространства и времени. В результате ученым после долгой «охоты» удалось поймать гравитационные волны, источником которых стало слияние двух черных дыр (36 и 29 масс Солнца) около 1,3 млрд лет назад. Сигнал пришел к Земле со стороны созвездия Магелланово облако. Как утверждают ученые, наблюдения за гравитационными волнами помогут раскрыть многие тайны физики и космологии, в частности, измерить, с какой скоростью расширяется Вселенная, изучить черные дыры, нейтронные звезды и взрывы сверхновых.

ВЕЧНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

16 февраля британские ученые создали вечный хранитель информации. Инновационное устройство из наноструктурированного стекла может хранить 360 терабайт данных в течение почти 14 миллиардов лет. Кроме того, эти маленькие стеклянные диски не подвержены влиянию высоких температур. Ученые в качестве эксперимента уже записали на них несколько книг, в том числе Всеобщую декларацию прав человек, «Оптику» Исаака Ньютона, Великую хартию вольностей и Библию короля Якова.

ЗАПУСК С «ВОСТОЧНОГО» И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОСАДКА FALCON 9

28 апреля состоялся первый в истории запуск с нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Волга» успешно вывела на орбиту три научных спутника - университетские спутники «Ломоносов» и «Аист-2Д», а также наноспутник SamSat-218. Напомним, «Восточный» - первый национальный космодром гражданского назначения. Он позволит обеспечить независимый доступ России в космос - сейчас пилотируемые запуски проходят с космодрома Байконур в Казахстане.

Пятая планета от Солнца

За несколько дней до этого - 9 апреля - аэрокосмическая компания SpaceX впервые в истории успешно посадила первую ступень многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 на плавающую платформу. Это событие назвали революционным - использование многоразовых ракет и их посадка при возвращении не только на землю, но и на воду удешевит полеты в разы.

«ЮНОНА» И ЮПИТЕР

4 июля автоматическая межпланетная станция NASA «Юнона», запущенная в 2011 году, вышла на полярную орбиту Юпитера для изучения магнитного поля планеты. Уникальность миссии состоит в том, что зонд впервые попытается заглянуть за облачный покров гигантской планеты и изучить ее ядро. Кроме того, «Юнона» обладает беспрецедентно мощной системой защиты от жесткого излучения радиационных поясов Юпитера. Данные, собранные в ходе миссии, помогут дать представление о происхождении самой массивной планеты Солнечной системы.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА PROXIMA B

24 августа было объявлено об открытии экзопланеты Proxima b на орбите ближайшей к Солнцу звезды - Проксимы Центавра. По массе она всего в 1,3 больше Земли, радиус ее орбиты в 20 раз меньше расстояния от Земли до Солнца, облет вокруг Проксимы Центавра планета совершает за 11 земных суток, а на ее поверхности может быть жидкая вода. Открытие важно тем, что в будущем на Proxima b может быть обнаружена внеземная жизнь. Проксима Центавра принадлежит к классу красных карликов, коих в Галактике очень много, а следовательно и планет, подобных Земле, тоже может быть очень много, отмечают ученые.

НАЙДЕН СПОСОБ ИЗМЕНЯТЬ ДНК ЧЕЛОВЕКА

16 ноября китайские ученые первыми в мире смогли изменить ДНК взрослого человека. Они внедрили в организм пациента с прогрессирующим раком легких клетки с генами, которые были модифицированы системой CRISPR/Cas9 - революционной в генной инженерии. По данным экспертов, эта технология «редактирования» генома, работающая без внесения мутаций, позволит вылечить человечество от многих наследственных заболеваний, которые в настоящее время считаются неизлечимыми. Также в данной области произошло еще одно громкое достижение - было создано портативное устройство для расшифровки ДНК.

ПОПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА

В периодическую таблицу Менделеева добавлены четыре новых химических элемента. 28 ноября Международный союз теоретической и прикладной химии утвердил их официальные названия. 113-й элемент по предложению японцев из Института физико-химических исследований получил наименование «нихоний» («Япония»), 115-й элемент назвали «московием» в честь Москвы, рядом с которой находится Объединенный институт ядерных исследований, 117-й - «теннессин» в честь штата Теннесси, где расположена лаборатория Оук-Ридж, а 118-му элементу дали название «оганесон» в честь академика РАН Юрия Оганесяна за его вклад в исследования и синтез сверхтяжелых элементов. Напомним, последний раз периодическая таблица расширялась в 2011 году. Туда были добавлены 114-й и 116-й элементы - «флеровий» и «ливерморий».

Подробнее в сюжете Научные открытия
Ученые: Отцы больше сопереживают дочерям
На горе Арарат нашли останки Ноева ковчега

Серьезная авария на трубопроводе в Гаване лишила воды 850 тысяч человек
03:2929 мая

Серьезная авария на трубопроводе в Гаване лишила воды 850 тысяч человек

На устранение всех неполадок уйдет от пяти до семи дней: рабочим нужно будет заменить около 50 метров стальных труб.

Сеул считает, что КНДР вновь осуществила пуск ракеты
02:5729 мая

Сеул считает, что КНДР вновь осуществила пуск ракеты

Ракета упала в районе особой экономической зоны Японии. Ущерба морским и воздушным судам не зафиксировано.

Самые дешевые автомобили в России
17:2328 мая

Самые дешевые автомобили в России

В лидерах рейтинга - Daewoo Matiz, Daewoo Nexia и LADA Granta.

Четыре модели машин будут выпускаться на заводе Mercedes в Подмосковье
10:0626 мая

Четыре модели машин будут выпускаться на заводе Mercedes в Подмосковье

Об этом рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.

В Кахетии открылась мойка для парнокопытных
00:3729 мая

В Кахетии открылась мойка для парнокопытных

Сначала специалисты осматривают овец и коров, а потом отправляют их в загон, где для животных создан необычный «бассейн».

Долги однофамильцев: как спасти свои деньги
23:3528 мая

Долги однофамильцев: как спасти свои деньги

Все чаще обладателей популярных в России фамилий обязуют выплачивать не свои долги. Доказать это оказывается не так просто.

Путин поздравил Алиева с Днем республики
11:4028 мая

Путин поздравил Алиева с Днем республики

Президент России отметил достижения Азербайджана в различных областях и авторитет страны на мировой арене.

Зюганов переизбран председателем ЦК КПРФ
23:1727 мая

Зюганов переизбран председателем ЦК КПРФ

Решение было принято по итогам пленума ЦК 17-го съезда партии в Москве.

Звягинцев получил приз жюри Каннского кинофестиваля за «Нелюбовь»
21:5928 мая

Звягинцев получил приз жюри Каннского кинофестиваля за «Нелюбовь»

Драма российского режиссера открывала 70-й киносмотр в Каннах и получила самую высокую оценку критиков.

Дина Рубина: Я на общении с читателями собаку съела, вторую доедаю
11:1628 мая

Дина Рубина: Я на общении с читателями собаку съела, вторую доедаю

Популярная писательница рассказала телеканалу «МИР 24», в чью жизнь сейчас погружается и что может по-настоящему обрадовать автора.

Семья из четырех человек погибла при пожаре в Тюменской области
04:2329 мая

Семья из четырех человек погибла при пожаре в Тюменской области

В ночь на понедельник в городе Заводоуковск вспыхнул частный дом. Причины возгорания не известны.

На МКАД иномарка столкнулась с тягачом
03:5329 мая

На МКАД иномарка столкнулась с тягачом

Один человек погиб, еще одного зажало в салоне автомобиля, проводятся работы по его извлечению.

Белорусское «черное золото»: как в стране добывают нефть
21:0528 мая

Белорусское «черное золото»: как в стране добывают нефть

Геологи работают 24 часа в сутки в любую погоду, чтобы добыть запланированные на 2017 год 1 млн 650 тысяч тонн нефти.

Беларусь наращивает объемы добычи нефти
17:5727 мая

Беларусь наращивает объемы добычи нефти

В сутки по всей стране производят четыре с половиной тысячи тонн. Это позволяет обеспечить треть потребностей страны.

Российские волейболисты завоевали путевку на ЧМ-2018
02:2629 мая

Российские волейболисты завоевали путевку на ЧМ-2018

Мужская сборная России обыграла эстонцев в матче отборочного турнира со счетом 3-1 (21:25, 25:21, 25:18, 25:19).

Петербург поздравил СКА с чемпионством
22:5028 мая

Петербург поздравил СКА с чемпионством

Команда во второй раз в истории КХЛ привезла в город главный приз Лиги.

Министры обороны стран Содружества встретились в Москве
23:5726 мая

Министры обороны стран Содружества встретились в Москве

Главы военных ведомств провели заседание по случаю 25-летия Совета министров обороны СНГ.

Экскурсию для премьеров стран СНГ провели в Казанском кремле
16:4926 мая

Экскурсию для премьеров стран СНГ провели в Казанском кремле

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев фотографировал красоты архитектуры и своих коллег.

Лайк по усопшему: в Словении установили первое в мире цифровое надгробие
06:1127 мая

Лайк по усопшему: в Словении установили первое в мире цифровое надгробие

На экране, который вмонтирован в памятник, можно транслировать фото и видео из жизни умершего.

Российский комбайн с искусственным интеллектом «пашет» по 12 часов
07:4326 мая

Российский комбайн с искусственным интеллектом «пашет» по 12 часов

Машина не знает усталости и не страдает от жары. В будущем продолжительность ее работы увеличится до 24 часов.

Из жизни американских бродяг
11:4327 мая

Из жизни американских бродяг

Корреспондент «МИР 24» узнал, как живут попрошайки среди звезд и роскоши под горячим солнцем Калифорнии.

Как победить аллергию на цветение: стратегия и тактика
11:2127 мая

Как победить аллергию на цветение: стратегия и тактика

«МИР 24» выяснил, какие средства стоит применять, когда болезнь уже напала, и как предотвратить ее атаку.

Фастфуд приносит пользу мозгу
02:0029 мая

Фастфуд приносит пользу мозгу

Специалисты установили, что на самом деле во вредной пище присутствует большое количество компонентов, «заряжающих» организм.

Марокканские козы повышают производство арганового масла
18:2428 мая

Марокканские козы повышают производство арганового масла

Козы научились лазать по арганиям, поедая плоды, косточки которых затем дают начало новым деревьям.

Готовим детокс-коктейли из манго, маракуйи, киви и клубники
17:1515 мая

Детоксикация: коктейли из манго, маракуйи, киви и клубники

Что бы еще такого съесть, чтобы сразу похудеть? Лучшие рецепты, которые помогут очистить организм.

Тот самый «Наполеон»
11:4711 мая

Как приготовить торт «Наполеон»: классический рецепт

Готовим знаменитый торт по рецепту наших бабушек.

За звездой: русские красавицы поразили Канны
11:0628 мая

За звездой: русские красавицы поразили Канны

Кроме того, «МИР 24» узнал, зачем Пугачева надела наряд из 1990-х и кто снимает новые «Ёлки».

Светская хроника: Гоша Куценко потратил на юбилей все накопленные деньги
10:0027 мая

Светская хроника: Гоша Куценко потратил на юбилей все накопленные деньги

Актер отметил 50-летие праздничным концертом в кругу друзей – популярных звезд российской эстрады.