30.12.2016

Планета X, секрет молодости и компьютер-чемпион: научные прорывы года

*Научный прогресс шагал в уходящем 2016 году семимильными шагами. Биология, медицина, физика, кибернетика, космос - в этих и других областях было сделано немало сенсационных открытий, которые уже в ближайшем будущем кардинально изменят жизнь человечества. Самые громкие научные прорывы года - в подборке «МИР 24».

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО

7 января группа математиков из США под руководством Кертиса Купера открыла самое большое известное простое число. Так называемое 48-е число Мерсенна насчитывает больше 22 миллионов цифр. Формула выглядит следующим образом: 274207281 -1 (2 в степени 74207281 минус 1). Предыдущее простое число было названо в начале 2013 года. В нем было на пять миллионов цифр меньше. Простые числа очень важны в криптографии.

ЗАГАДОЧНАЯ ПЛАНЕТА X

20 января американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин сообщили об обнаружении загадочной девятой планеты X, весящей в десять раз больше, чем Земля. Ученые нашли доказательства того, что планета размером с Нептун может находиться на границе Солнечной системы за пределами орбиты Плутона. Ближайшее расстояние между Солнцем и обнаруженным объектом равняется 200 астрономическим единицам.

КОМПЬЮТЕР ОБЫГРАЛ ЧЕМПИОНА

27 января стало известно, что компьютерная программа AlphaGo впервые выиграла у профессионала в невероятно сложную настольную игру го. Искусственный интеллект разгромил трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя в матче из пяти партий со счетом 5:0. По данным экспертов, этот успех для науки стал важнее, чем победа шахматного суперкомпьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году. Ранее большинство специалистов по искусственному интеллекту полагали, что подобная программа не будет создана ранее 2020-2025 года.

СЕКРЕТ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Американские ученые открыли путь к продлению жизни. Об этом стало известно 3 февраля. Свой эксперимент они поставили на мышах. Медики выяснили, что удаление из организма состарившихся клеток, потерявших способность к самообновлению и делению, продлевает жизнь грызунам примерно на треть.

Интересная «нобелевка»

Было установлено, что в «дряхлеющих клетках» включается ген Cdkn2a, который ускоряет старение организма и способствуют развитию различных заболеваний, в том числе онкологических. Не исключено, что люди в ближайшем будущем воспользуются этим «секретом молодости».

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ - НЕ ФАНТАСТИКА

11 февраля физики из международной коллаборации LIGO объявили об открытии гравитационных волн, предсказанных еще в 1915 году Альбертом Эйнштейном. Выдающийся физик утверждал, что крупные космические объекты, двигающиеся с ускорением, излучают волны, вызывающие «рябь» пространства и времени. В результате ученым после долгой «охоты» удалось поймать гравитационные волны, источником которых стало слияние двух черных дыр (36 и 29 масс Солнца) около 1,3 млрд лет назад. Сигнал пришел к Земле со стороны созвездия Магелланово облако. Как утверждают ученые, наблюдения за гравитационными волнами помогут раскрыть многие тайны физики и космологии, в частности, измерить, с какой скоростью расширяется Вселенная, изучить черные дыры, нейтронные звезды и взрывы сверхновых.

ВЕЧНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

16 февраля британские ученые создали вечный хранитель информации. Инновационное устройство из наноструктурированного стекла может хранить 360 терабайт данных в течение почти 14 миллиардов лет. Кроме того, эти маленькие стеклянные диски не подвержены влиянию высоких температур. Ученые в качестве эксперимента уже записали на них несколько книг, в том числе Всеобщую декларацию прав человек, «Оптику» Исаака Ньютона, Великую хартию вольностей и Библию короля Якова.

ЗАПУСК С «ВОСТОЧНОГО» И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОСАДКА FALCON 9

28 апреля состоялся первый в истории запуск с нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Волга» успешно вывела на орбиту три научных спутника - университетские спутники «Ломоносов» и «Аист-2Д», а также наноспутник SamSat-218. Напомним, «Восточный» - первый национальный космодром гражданского назначения. Он позволит обеспечить независимый доступ России в космос - сейчас пилотируемые запуски проходят с космодрома Байконур в Казахстане.

Пятая планета от Солнца

За несколько дней до этого - 9 апреля - аэрокосмическая компания SpaceX впервые в истории успешно посадила первую ступень многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 на плавающую платформу. Это событие назвали революционным - использование многоразовых ракет и их посадка при возвращении не только на землю, но и на воду удешевит полеты в разы.

«ЮНОНА» И ЮПИТЕР

4 июля автоматическая межпланетная станция NASA «Юнона», запущенная в 2011 году, вышла на полярную орбиту Юпитера для изучения магнитного поля планеты. Уникальность миссии состоит в том, что зонд впервые попытается заглянуть за облачный покров гигантской планеты и изучить ее ядро. Кроме того, «Юнона» обладает беспрецедентно мощной системой защиты от жесткого излучения радиационных поясов Юпитера. Данные, собранные в ходе миссии, помогут дать представление о происхождении самой массивной планеты Солнечной системы.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА PROXIMA B

24 августа было объявлено об открытии экзопланеты Proxima b на орбите ближайшей к Солнцу звезды - Проксимы Центавра. По массе она всего в 1,3 больше Земли, радиус ее орбиты в 20 раз меньше расстояния от Земли до Солнца, облет вокруг Проксимы Центавра планета совершает за 11 земных суток, а на ее поверхности может быть жидкая вода. Открытие важно тем, что в будущем на Proxima b может быть обнаружена внеземная жизнь. Проксима Центавра принадлежит к классу красных карликов, коих в Галактике очень много, а следовательно и планет, подобных Земле, тоже может быть очень много, отмечают ученые.

НАЙДЕН СПОСОБ ИЗМЕНЯТЬ ДНК ЧЕЛОВЕКА

16 ноября китайские ученые первыми в мире смогли изменить ДНК взрослого человека. Они внедрили в организм пациента с прогрессирующим раком легких клетки с генами, которые были модифицированы системой CRISPR/Cas9 - революционной в генной инженерии. По данным экспертов, эта технология «редактирования» генома, работающая без внесения мутаций, позволит вылечить человечество от многих наследственных заболеваний, которые в настоящее время считаются неизлечимыми. Также в данной области произошло еще одно громкое достижение - было создано портативное устройство для расшифровки ДНК.

ПОПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА

В периодическую таблицу Менделеева добавлены четыре новых химических элемента. 28 ноября Международный союз теоретической и прикладной химии утвердил их официальные названия. 113-й элемент по предложению японцев из Института физико-химических исследований получил наименование «нихоний» («Япония»), 115-й элемент назвали «московием» в честь Москвы, рядом с которой находится Объединенный институт ядерных исследований, 117-й - «теннессин» в честь штата Теннесси, где расположена лаборатория Оук-Ридж, а 118-му элементу дали название «оганесон» в честь академика РАН Юрия Оганесяна за его вклад в исследования и синтез сверхтяжелых элементов. Напомним, последний раз периодическая таблица расширялась в 2011 году. Туда были добавлены 114-й и 116-й элементы - «флеровий» и «ливерморий».

Подробнее в сюжете Научные открытия
Ученые впервые нашли у динозавров эрогенные зоны
Вселенная дурно пахнет

КНДР и Малайзия договорились о передаче тела Ким Чен Нама

КНДР и Малайзия договорились о передаче тела Ким Чен Нама

Власти Северной Кореи пообещали открыть границу для 9 сотрудников малазийского посольства в Пхеньяне.

Проглоченный: Индонезию потрясла смерть фермера в пасти питона

Проглоченный: Индонезию потрясла смерть фермера в пасти питона

25-летний мужчина пропал четыре дня назад. Впоследствии его нашли в теле семиметровой змеи.

Размер кредита на покупку авто в России вырос почти на 10%

Размер кредита на покупку авто в России вырос почти на 10%

Лидерами по объему автокредитования стали Нижегородская, Иркутская и Челябинская области.

«АвтоВАЗ» до конца года планирует поставить в Китай первые машины

«АвтоВАЗ» до конца года планирует поставить в Китай первые машины

Первыми автомобилями, которые отправятся на экспорт в Китай, станут Lada 4х4.

Москвичей предупреждают о штормовом ветре

Москвичей предупредили о штормовом ветре

В Москве и ТиНАО ожидается сильный ветер с порывами до 15 м/с и выше.

ФСБ обыскала Эрмитаж по делу о хищениях

ФСБ обыскала Эрмитаж по делу о хищениях

Накануне Лефортовский суд Москвы арестовал замдиректора музея Михаила Новикова.

Россия и НАТО обменялись информацией о приграничных войсках

Россия и НАТО обменялись информацией о приграничных войсках

Обмен сводками о силах рядом с границами произошел с целью повышения прозрачности.

Путин и Лукашенко обсудят нефть и газ

Путин и Лукашенко обсудят нефть и газ

Президенты России и Беларуси встретятся 3 апреля в Санкт-Петербурге.

Художник-акционист решил высидеть яйца

Художник-акционист решил высидеть яйца

Француз Абраам Пуэншеваль попытается почувствовать, что ощущает курица.

Известная пианистка выпустила диск, посвященный Мехрибан Алиевой

Известная пианистка выпустила диск, посвященный Мехрибан Алиевой

Всего Адиля Алиева выпустила в Швейцарии две пластинки, одну из которых посвятила вице-президенту и первой леди Азербайджана.

В горах Чечни ликвидировали двух боевиков

В горах Чечни ликвидировали двух боевиков

Боестолкновение с террористами произошло в горной местности Урус-Мартановского района.

Без перерыва на обед: Рыжий Тарзан съел свое дело

Без перерыва на обед: Рыжий Тарзан съел свое дело

Вячеслав Дацик съел бумаги правоохранителей, когда его пытались ознакомить с материалами дела.

Японцы выбрали «Росатом» для помощи на АЭС «Фукусима-1»

Японцы выбрали «Росатом» для помощи на АЭС «Фукусима-1»

Российская госкорпорация займется разработкой детектора нейронов для поиска фрагментов ядерного топлива.

Медведев и Кобяков обсудили экономическое сотрудничество

Медведев и Кобяков обсудили экономическое сотрудничество

Премьер-министры России и Беларуси в ходе встречи затронули вопросы ТЭК.

Овечкин как розовый кролик: хоккеист выпустил набор смайликов

Овечкин как розовый кролик: хоккеист выпустил набор смайликов

Российский спортсмен создал набор собственных эмодзи, на которых изображен он сам.

«С футболом не прет»: клип расстроенных российских фанатов вышел в топ

«С футболом не прет»: клип расстроенных российских фанатов вышел в топ

Болельщики сняли пародию на известный клип, в котором «поиздевались» над сборной России по футболу.

Молдова станет ближе к ЕАЭС уже в апреле

Молдова станет ближе к ЕАЭС уже в апреле

Президент Молдовы Игорь Додон намерен подписать меморандум с Евразийским экономическим союзом. Мероприятие намечено на начало апреля и состоится в Кишиневе.

Экспертиза сельскохпродукции из Азербайджана будет проходить быстрее

Экспертиза сельхозпродукции из Азербайджана будет проходить быстрее

На пропускных пунктах российско-азербайджанской границы начнут работать специализированные эксперты.

В погоне за Skype: Telegram введет функцию голосовых звонков

В погоне за Skype: Telegram введет функцию голосовых звонков

Мессенджер уже добавил такую функцию для стран Западной Европы. В ближайшее время сервис запустят и в остальных странах.

«Нежный» поезд «Москва» появится в московском метро

«Нежный» поезд появится в московском метро

Его главным отличием будут плавные двери, которые не смогут прищемить людей.

Есть на что взглянуть: в Грузии провели конкурс красоты «Мисс бюст»

Есть на что взглянуть: в Грузии провели конкурс красоты «Мисс бюст»

В Грузии прошел конкурс красоты «Мисс бюст-2017». Корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе заглянул в самое красивое декольте страны.

Блестящие попы - новый тренд соцсетей

Блестящие попы - новый тренд соцсетей

Флешмоб сияющих поп запустила британская художница Мия Кеннингтон. Она создает свои произведения на рельефах тел всех желающих.

Ученые нашли у динозавров эрогенные зоны

Ученые впервые нашли у динозавров эрогенные зоны

Открытие специалистов привносит новые факты в эволюционную историю развития тройничного нерва.

Нехватка кислорода негативна для мозга

Нехватка кислорода вредит мозгу

Специалисты исследовали группы альпинистов, которые вернулись с Эвереста, у большинства участников группы ученые зафиксировали нарушение концентрации, ухудшение речи.

Бэкхем испугал пользователей фотографией со съемок фильма

«Тяжелый день в офисе»: Бэкхем испугал соцсети своим видом

Гримеры серьезно потрудились над лицом футболиста: на скулы нанесли шрамы, сделали гнилые зубы.

Вторая мама: как звезды ладят со своими свекровями?

Вторая мама: как звезды ладят со своими свекровями

Звезды шоу-бизнеса доказали, что наладить хорошие отношения с мамой своих вторых половинок можно и нужно.